Поезд «Красная стрела» был запущен в июне 1931 года, он стал первым фирменным поездом в стране. На тот момент средняя скорость состава была около 70 км/час. В 1960-е годы было принято отменить все остановки, кроме станции Бологое, которая также была отменена в 2002 году. В 1980-м году на «Красной стреле» был перевезен олимпийский огонь.
Изначально вагоны поезда имели синий цвет, современную темно-красную окраску они приобрели в 1961 году. Это один из немногих поездов, чей окрас отличается от принятой на РЖД серо-красной корпоративной расцветки.
В истории нашей страны — это самый первый поезд, который получил категорию «фирменный». В свой первый путь по маршруту Москва – Ленинград он вышел летом далекого 1931 года. Тогда это было большое событие для нашей страны, недавно пережившей разрушительную гражданскую войну, революцию и послевоенное запустение.
Подвижной состав и железнодорожное хозяйство новой, советской России находились в плачевном состоянии. Они были устаревшими, вагоны изношенными, поезда постоянно опаздывали, не могли развить большую скорость. Грубость проводников и пренебрежительное отношение к пассажирам тоже часто критиковали в прессе.
И вот появляется новый состав, который воскрешает забытое качество поездов первого класса, которые существовали еще до революции. Скорость нового поезда была около 70 км/час, на некоторых местах он мог разогнаться и до 100 км. Совсем немного по нашим современным меркам, но тогда это считалось большим успехом. Расстояние он покрывал за 9 часов 45 минут – большое достижение для того времени.
Первоначально «Красная стрела», несмотря на название, была не красной, а синей. В ней было 12 вагонов. Впервые в СССР в составе появился вагон класса СВ. На месте верхних полок там висели зеркала и лампы. По красоте, обслуживанию и удобству состав от зарубежных аналогов, и даже существенно превосходил их. Пассажирам предоставляли настольные игры во время пути.
Был буфет, блюда из которого при желании приносили прямо в купе. Имелся и телефонный пункт, на стоянках пассажиры могли позвонить в Кремль и даже в Лондон и Париж. Все сделано для удобства пассажиров-чиновников, советских и зарубежных, которые обычно и пользовались этим рейсом.
Помимо всех замечательных качеств, поезд был точнейшим среди составов того времени, по нему можно было сверять часы. И конкуренцию с авиасообщением тоже в свое время выиграл.
Рейсы отменили в 1941 году, 24 июня. Вагоны были убраны в депо. А первый послеблокадный рейс состоялся уже в марте 1944 года. Тогда состав добирался до Москвы целых 16 часов. К нему была прицеплена платформа с зенитками, на всякий случай.
Начало истории поезда
Название Красная стрела было для нашей страны того времени символичным. Красный цвет означал революцию. Поезд возродил традиции комфортабельных и скоростных составов. Поэтому к его машинистам предъявляли повышенные требования: обязательно надо было иметь квалификацию первого класса, требовалось и безупречное знание техники. Также состав долгие годы охраняли сотрудники НКВД, потому как этим поездом, в основном, пользовались высокопоставленные сотрудники министерств, ведомств и зарубежные гости.
Время отправления поезда в 23.55 было установлено по прямому распоряжению наркома путей сообщения Л.Кагановича. Важно, что это время отправления с тех пор не менялось. Два состава ежедневно отправляются в это время от вокзала Москвы и северной столицы.
На поезде Красная стрела испытывали самые современные, по тем временам, технические модели. Для поезда были созданы опытные паровозы. С 1938 года на маршрут вышли два паровоза, которые могли развивать скорость до 150-160 км/час, что тогда было огромным достижением.
Красная стрела во время войны
Рейсы были прекращены сразу с началом войны. Составы были надежно спрятаны на все время блокады Ленинграда. Вместе с самим поездом было спрятано и все его оборудование. Только к концу 1943 года составы Красной стрелы были расконсервированы. За время вынужденного простоя вагоны существенно пострадали – железные детали покрылись коррозией, сошла краска, пострадало оборудование. Но железнодорожники быстро восстановили первоначальный вид поезда, в этом помогло сохраненное довоенное оборудование.
Послевоенная история поезда
С 1952 года деревянные вагоны заменялись металлическими. Паровозы заменялись тепловозами, а затем электровозами. С 1976 года в составе поезда начали курсировать высококачественные вагоны производства ГДР. Несмотря на то, что скорость поезда постоянно повышалась, а время путешествия сокращалось, оно не стало меньше 8 часов. Этот лимит времени был установлен специально для того, чтобы пассажиры успели отдохнуть за время путешествия.
Современный поезд оборудован всеми техническими новинками и удобствами. Во время пути пассажиры вагона Люкс могут посмотреть телевизор, принять душ или воспользоваться микроволновкой и холодильником.